Волшебный хрустальный стакан

Пятница, 03.05.2024, 23:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Лучше вернуть детям радугу! | Регистрация | Вход


Лучше вернуть детям радугу.

 

С точки зрения Комитета ООН по правам ребёнка, телесные наказания неизменно унижают человеческое достоинство. Но, существуют и другие формы наказаний, которые - не будучи физическими и телесными – все же являются жестокими и унизительными, а потому несовместимые с  концепцией ООН о правах ребёнка и направлены на то, чтобы унизить его, оскорбить, очернить, внушить чувство виновности, запугать, терроризировать или же высмеять (www.ombudsman.lgg.ru).

Практика психологического консультирования детей и взрослых по некоторым данным, выявила такие закономерности развития эмоциональных состояний людей: чёрный цвет предпочитают взрослые люди не довольные собой, часто подвергающие негативной критике себя и других, свои человеческие, поло-ролевые качества, свою успешность, внешность, пессимистически настроенные, с возможной долей негативизма и категоричности.

Подростки выбором чёрного цвета выдают своё чувство недовольства отношением к себе близких и друзей, статусом в своей группе; а также чувство страха перед трудностями и задачами взросления. Тогда они бунтуют (агрессией или отказом), проявляют негативизм. Так проявляется подавленность и ощущение безвыходности.  Проблемы подросткового возраста, связанные с необходимостью расширения своего жизненного пространства, прав и своего влияния в родительской семье, могут сочетаться с нерешёнными задачами первой социализации в пять лет. Уважение со стороны близких взрослых, навыки самовыражения, позитивную самооценку, веру в свои силы через поддержку инициативы ребёнка взрослыми, каждый человек по логике психического развития должен получить именно в этом возрасте, а не отвоевывать в тридцать лет, как у нас это часто бывает.  Переплетение проблем пятилетнего и подросткового кризиса даёт сочетание в цветовом выборе розового и чёрного цветов. Розовый - цвет душевной уязвимости, ранимости и потребности в лояльном принимающем, поддерживающем и формирующем позитивную самооценку отношении взрослых. Такое сочетание, например, присутствует в молодёжном музыкальном течении «Эмо».

Маленькие дети приблизительно до 4, 5 лет рисуют в основном чёрным цветом. Это может быть связано с присущим этому возрасту безразличием к цветам вообще из-за слабой их различимости и не развитостью смыслов и переживаний. Все эти компоненты психического мира только формируются. Более того, дети в этом возрасте очень зависимы от отношения, настроения, и внимания близких, поэтому часто испытывают страх быть отвергнутыми, боятся неодобрения, критики, наказания, что также соответствует выбору чёрного цвета и в более старшем возрасте.

Как правило, результатом любого страха становится накапливающееся напряжение (коричневый цвет), которое ощущается как телесный,  физиологический и моральный дискомфорт. Длительное напряжение ведёт к нервно-психическому истощению (серый цвет в  выборе), усталости, вялости, отстранённости и ослаблению иммунитета. Такова динамика развития негативных состояний в цвете.

Необходимо заметить, что способами разрядки скопившегося напряжения в связи с чувством страха является агрессия во всех её формах  и, повышенная двигательная активность, чаще всего, не продуктивная. То, что у нас скопилось, например у современных  дошкольников прорывается в виде гиперактивного поведения, либо гипердинамического синдрома.

Все произведения, изучаемые в школе и не только, пронизаны символикой, и символикой цвета в том числе. Несоответствие символов и реальности порождают конфликт, в психике ребёнка.

В мифологии встречаются сюжеты, где описывают бой с быком или Минотавром. В них, человек в светлой одежде, то есть наделённый знанием идёт убивать быка на арене.

Человеческое тело представлено как Арена, а бык символизирует слепые, бессознательные силы, темноту. В слове Минотавр minos (греч.)  значит маленький, детство. Речь идёт о подсознательных процессах, зародившихся в детстве.

Черное это не цвет, а отсутствие света. Черное поглощает весь спектр и ничего не отражает. Это образ абсолютного «эго». Так как вся жизнь исчезает при отсутствии света и тепла, абсолютное «эго» не позволяет познавать жизнь. 

Обилие чёрного цвета и его оттенков в пространстве затрудняет  любой продуктивный  творческий процесс, подавляет психические процессы, сужает восприятие окружающего мира, а значит, ухудшает работу  мышления.  Затрудняется адаптация человека, усиливаются уже имеющиеся негативные состояния.  Страх собственной неэффективности растёт, и человек убегает от него в различные зависимости.

Угнетающие действие оказывает черный цвет и его контрастные сочетания. Например, чёрный с белым. Пересечение особенно  с прямыми линиями и углами. Напомним,  что одна из самых популярных зависимостей нашего века - компьютерная. Исторические принципы подавления и устрашения дают обильные всходы.  Ушинский говорил, что ландшафты влияют больше чем педагогический процесс. Молодежь более чувствительна к дискомфорту. На формирование личности большое влияние оказывает окружающая среда, которая вызывает автоматические реакции на очень глубоком уровне.

В современной школьной среде учителя предпочитаю чёрный цвет, так как с их точки зрения он способствует дисциплине на уроке и сосредоточению на материале, подавляет привольные настроения. Не редки случаи, когда чёрный цвет назначается базовым цветом в школьной форме. Но стоит напомнить, что тишина на уроках ещё не говорит о хорошем усвоении материала, и даже не гарантирует сосредоточения на предлагаемой информации. А в описанной ситуации, возможно, является реакцией затаивания, сигналом сосредоточенности детей на своих негативных ощущениях и страхах, вследствие чувства опасности (школьной тревожности). Такая реакция оправдана биологическим законом выживания. Возможно, что желание учителя напугать и, тем самым, добиться послушания, является результатом его собственных страхов перед общением и своей профессиональной и психологической некомпетентностью. Во всех этих случаях об эффективном усвоении знаний думать не приходится: когда сознание сужено отсутствуют некоторые виды памяти, интеллектуальная деятельность свёрнута, а реакция бегства активизирована. Любого уровня  педагогическое мастерство, в таких условиях не даст желаемого результата. Некоторым это на руку, так как появляется необходимость в репетиторстве. Одно ясно, что человек в своём истинном проявлении способен реализоваться только в условиях любви, свободы, сотрудничества и сотворчества, что соответствует в нашем психическом мире хроматическому цветовому ряду. В современном мире возникли новые науки - видео экология и эниология. Но кто этим воспользуется?

Мартышки не врут.

Попытаемся рассматривать эту ситуацию с облачением  в чёрное с точки зрения коллективной психологии. Можно вспомнить «феномен сотой обезьяны», когда при приобретении, достаточным количеством особей одного вида (конкретное число, условно «сто»), определённого качества или навыка, на полевом уровне происходит чудо - весь вид, где бы его представители не находились, сразу становится обладателем данного качества или навыка.  Экспериментально доказано, что с телевидением передача информации проявляется гораздо быстрее, чем по почте. Стоит однотипно одеть сотню обезьян в телевизоре, как все, даже те, кто не смотрит его, не задумываясь о последствиях, воспринимают это как команду для подражания.

 

А может быть,  в поедании мяса животных и птиц,  уничтожая себе подобных в воинах и мирное время, в уничтожении природы, мы накопили достаточный объём знаний и демонических качеств, чего хватит хотя бы для частичного вытеснения нас из света? Однако, иногда полезно осознать, что  поздно пить боржоми. Пора остановиться.

Асфальтовая болезнь у водителей, а угольная у шахтеров.

Часто приходя с работы домой, мы не можем объяснить испортившееся настроение. Мучительно вспоминаем, что плохое было за день. А ответ прост. Что мы видели по дороге? Сам человек, в погоне за рациональностью создал противоестественную для себя визуальную среду. Понимал ли он, что это приводит к ухудшению самочувствия к серьёзному внутреннему дискомфорту. Мы не учитываем особенности зрительного восприятия. Возникают гомогенные поля. Гомогенными полями называют пространство, где отсутствуют видимые элементы либо их количество снижено. Реакция человека, он испытывает дискомфорт и отворачивается. Но след дискомфорта, какое то время остаётся и может накапливаться. Нормальный человек оказавшись в однообразной или без образной среде, не получает информации. Миллионы одинаковых импульсов поступающих от глаз сбивают его с толку. И тогда мозг даёт сбой.

Классический пример влияния однообразной среды на здоровье человека, район угольных шахт. В начале 20 в учёные обратили внимание на плохое самочувствие физически здоровых людей разных профессий работающих в однообразной среде. Исследования показали, что ежедневный чёрный фон однообразный угольный пласт сменяющийся горами серого шлака, приводит к изменению зрительного восприятия, начинаются непрерывная тошнота и сильные головные боли. Если эти явления постоянны, то человек становится инвалидом. В 1930г. Английская угольная компания впервые выплатила компенсацию в размере 500000 Фунтов стерлингов. Врачи установили что большая группа рабочих заболела нистагмом. Начались судороги глаз, атрофировались зрительные нервы. Позже эта болезнь получила название углекопный нистагм. В России в те же 30е годы была создана комиссия по профзаболеваниям горняков. Ею был изобретён метод борьбы с визуальным однообразием. В шахтах стали разбрасывать белую известь, чтобы глазу шахтёра было за что зацепиться. Сегодня от этого метода отказались.  А найти замену так и не смогли…..

 На примере мы можем видеть, как зрительная информация подавляет активность других систем. В самой сложной ситуации в зрительном отношении оказались водители. С одной стороны на них давит мелькание объектов, с другой стороны крайне отрицательно  сказывается дискретность или фрагментарность нашего зрения. Крайне тяжело удерживать внимание на длинных скучных трассах. В этом и инспектора и офтальмологи  единодушны. Опасность повышается в несколько раз. К тому же супер гомогенном фактом является сам асфальт, серый и бесконечный. От такой нагрузки на глаза реакция порой сходит на нет. Часто, попавший в аварию автомобилист объясняет ситуацию довольно просто. - Я не знаю, откуда появилась эта машина. А скепсис и правда может быть напрасен. Водитель может не заметить надвигающуюся опасность. Ситуация воспринимается не в полном объёме. Конечно, глубокое знание законов природы не освобождает от ответственности, но возможно  поможет снизить наказание. (Из телепередачи, автор сценария Галина Вайдер.)

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0